четверг, 30 мая 2013 г.

Философские размышления о различии между понятиями "народное творчество" и "художественная самодеятельность"


Сегодня 31 мая весь художественный мир отмечает день рождения русского ювелира Петера Карла Густавовича Фаберже.
Случилось так, что именно в этот день меня пригласили в Российскую Академию Художеств (Пречистенка, 21) для обсуждения "Актуальных проблем современного ювелирного искусства России".
Судя по выданной программе, в зале собрался свет отечественной научной мысли в этой области: академики, членкоры, ректоры, главреды и пр.
Просидев добрых 60 минут, приглашенная пресса стала зевать. Моя соседка переписывалась с подружкой, ее партнер общался в социальных сетях. На дальнем плане то один то другой участник круглого стола обводил скучающим взором потолок. 
Выступающие говорили о подъеме ювелирного искусства, о необходимости проведения выставок, поддержки начинающих. Не обошлось и без декларации требований к государству.
Словом, был продемонстрирован весь джентльменский набор лозунгов для начинающего политика. 
Что же привлекло мое внимание и заставило время от времени отвлекаться от умиротворения, царившего вокруг круглого стола? Так или иначе все участники говорили об искусстве и кустарщине. 
Конечно же прежде чем стать мастером, человек должен приобрести знания в нужной области, получить умения в обращении с инструментами и материалом и конечно же выработать собственные навыки и манеру работы. Но так или иначе без "божьей искорки" эти знания-умения-навыки так и останутся цеховой технологией ничего не имеющей общего с искусством.
Особенно мне запомнился выступающий, демонстрировавший на экране дайджест из интернет-картинок, которые он, можно сказать, назвал ювелирными изделиями. Жаль не могу вам показать то, что сей ученый муж демонстрировал, но даже мне, человеку слабоискушенному в ювелирном искусстве, подборка показалась сильно притянута за уши к теме ювелирного искусства. Посудите сами: эпатажные очки крепящиеся за перегородку в носу, неимоверно удлинняющиеся пальцы, закрученные в две спирали, зажимы для галстука из проволоки а-ля "что было под рукой", проволочные закладки для книг в виде двух рук. Не думаю что такой эпатаж можно назвать ювелирным искусством.
В это связи возникает вопрос "Кто или Что выделит из сотни тысяч предметов ювелирного (да и не только ювелирного) производства предмет уникальный?" По каким критериям можно определить, что перед тобой - шедевр или обыкновенная мастеровая копия? Как отличить эксперимент от эпатажа?
Возможно, что такими арбитрами станут проводимые конкурсы, организуемые выставки, создаваемые фонды, учреждаемые Академии.
И возможно, что в скором времени некогда утраченный отечественный престиж ювелирного производства вновь воссияет, как сияла слава российского ювелирного дома "Карла Фаберже".

PS. Разница между словосочетаниями "народное творчество" и "художественная самодеятельность" лежит в понятийном различии между словами ТВОРЧЕСТВО и САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий