четверг, 4 сентября 2014 г.

РЫНОК ОДЕЖДЫ РОССИИ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ - ЭТО НЕ МОДНО

Самый острый и обсуждаемый вопрос на сегодняшний день - какое влияние окажет напряженная политическая ситуация и конфликтный «обмен санкциями» на экономику России.Удастся ли избежать никому не нужного искусственного противостояния «Запад-Россия» на идеологическом уровне? Повлияют ли меры государственной поддержки легкой промышленности на реальное положение дел в индустрии? Сможет ли индустрия стать по-настоящему импортозамещающей?

На рынке ситуация довольно напряженная. Это и понятно. Небывало огромное количество и внешних и внутренних неожиданных факторов влияет и на потребителей, и на производителей, и на ритейлеров.С одной стороны - война на Украине и санкции ЕС против России, с другой -ухудшение прогнозов со стороны Министерства экономики и развития. Летом этого года прогноз был скорректирован в сторону ухудшения показателей: доходы граждан увеличатся лишь на 0.2% (в 2015 году реальная зарплата расти перестанет), уровень частного потребления на 0.5%,динамика розницы и услуг фактически обнулится -0,6%, запланированный ранее объем инвестиций сократится в 2,5 раза (динамика роста 1% вместо 2,4%). Эксперты оценивают инфляцию на уровне от 6% до 8%. На фоне объявления все новых и новых санкций государство берет курс на импортозамещение во всех отраслях.

ИМПОРТ И САНКЦИИ
Российский рынок текстиля, одежды и обуви - один из самых импортозависимых. Оценка доли импорта рознится в различных источниках. По экспертным оценкам,это более 80% швейных изделий ,85% обуви. По данным Минлегпрома, доля швейных изделий отечественного производства составляет 41% против 59% импорта, обуви - 33% против 67% импорта,а трикотажных и чулочно-носочных изделий - порядка 12%. Росстат говорит о 60% совокупной доли импорта в потреблении Россией продукции легкой промышленности (обуви, тканей хлопчатобумажных, одежды из трикотажа и текстиля). Однако сгущать краски по поводу глобального влияния санкций на импорт все же
не стоит, ведь объемы ввоза в страну товаров по классу "одежда и текстильные изделия" из стран ЕС, поддержавших санкции против России в 2013 году, поданным Euratex, составляют менее 7%. Кроме того, на данный момент нет прямых ограничений на поставки тканей,одежды и обуви. Гораздо более значительная доля товаров поступает из Китая и Турции - государств, в меньшей степени подверженных «санкционному» обострению. Динамика также подтверждает вышесказанное. Согласно предварительным данным статистики Федеральной таможенной службы, в январе-июле 2014 по сравнению с аналогичным периодом 2013 года импорт текстильных изделий и обуви вырос
на 51,7% и составил 1,6 млрд долларов, ввоз обуви увеличился в 2,1 раза,текстильной одежды - на 60%,трикотажной одежды - на 43,3%,трикотажного полотна - на 26,9%, готовых текстильных изделий -на 14,7%,химических нитей - на 13%,текстильных материалов - на 7,7%. Поставки из Евросоюза за аналогичный период сократились на 3,5%. И в случае дальнейшего сокращения импорта из стран ЕС данный «дефицит модной продукции» может быть замещен альтернативными поставщиками - странами Юго-Восточной Азии и Китаем, частью стран Восточной Европы и Турцией, которые не затронуты пакетами санкций.

ИМП0РТ03АМЕЩЕНИЕ: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА?

Следовать курсу на импортозамещение российской легкой промышленности совсем непросто. На протяжении многих лет проблемы отрасли только усугублялись. Производственные фонды износились морально и физически. Сформировалась глубокая сырьевая зависимость от импорта: за рубежом закупается почти все оборудование, 100% хлопкового сырья, 80-85% шерсти,химических волокон и нитей, 15% хлопчатобумажных тканей, 60% шерстяных тканей, 95% шелковых тканей.
К этим факторам можно добавить слаборазвитую производственную инфраструктуру, отставание в инновационной составляющей отрасли, высокую долю теневого оборота внутреннего рынка. Итог - последнее место среди обрабатывающих отраслей промышленности по уровню производительности труда и оборудования,уровню рентабельности производства.

ТЕКСТИЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
За один год участия России в ВТО большинство текстильных подотраслей сократило объемы производства и сбыта,за исключением производства тканей и продукции из синтетического сырья. Основным двигателем развития отечественной легкой промышленности является технический текстиль: производство нетканых материалов ежегодно увеличивается. Наряду с хлопковым и льняным волокном, основным видом сырья для отечественной текстильной отрасли могут стать химические волокна и нити. С целью его возрождения производство приближают в регионы изготовления волокна, а производство синтетического волокна, напротив, перемещается в место расположения обрабатывающей промышленности. При этом в качестве приоритетной продукции рассматривается одежда, домашний текстиль, геотекстиль и предметы гигиены.


ЧТО ДЕЛАТЬ?

В целом можно говорить о том, что источники возрождения отрасли лежат в ее качественном преобразовании и изменении механизмов как внутри нее самой, так и вне национального рынка. Крупнейшие мировые текстильные и швейные предприятия обслуживают заказы, поступающие от крупнейших брендов. Главную скрипку играют розничные продажи и конечный потребитель.а не текстильные предприятия.Эти крупные сети и определяют глобальные цепи поставок. В 1990-е годы у российских компаний легкой промышленности был опыт работы с западными брендами по давальческим схемам, но, к сожалению, в целом предприятия остались вне процессов глобального перемещения производств. Чтобы включиться в глобальное разделение труда,необходима смена сырьевой парадигмы. Вернуться к этому сейчас достаточно сложно. И даже отечественные компании вынесли свое производство в южно-азиатский регион. Стратегия ориентации на внутренний рынок - это забег на короткую дистанцию. В долгосрочной перспективе она ни к чему не приведет. Наиболее целесообразными шагами в направлении восстановления (развития) российского легпрома видятся: 1) сохранение функционирующих текстильных предприятий с переориентацией их на производство тканей из синтетических волокон и смесовых тканей; 2) развитие отечественных брендов с основной долей производства в южно­азиатском регионе и частичным производством локально (как, например, Gloria Jeans,ТВОЕ, Orby).


АННА ЛЕБСАК-КЛЕЙМАНС
Генеральный директор Fashion Consulting Group

Комментариев нет:

Отправить комментарий